Дисциплина «Конфликт-менеджмент»

Академический руководитель

Брылина Ирина Владимировна

Отделение социально-гуманитарных наук (ШОН)
Профессор
вн. т. 5907 

Описание дисциплины

Параметр Значение
Обеспечивающее подразделение Отделение социально-гуманитарных наук (ШОН)
Кредитная стоимость 3 кредита
Количество часов аудиторной работы/самостоятельной работы Аудиторных занятий 48 часов
Самостоятельной работы 60 часов
Всего 108 часов
Виды занятий Лекции, Лабораторные, Практика, Самостоятельная работа студентов
Краткое описание/содержание дисциплины
  1. Актуальность

Изучение междисциплинарного курса «Конфликт-менеджмент» дает возможность овладеть знаниями, которые помогут правильно относиться к конфликтам, разбираться в конкретной ситуации, оценивать свои возможности, определять цели (самоменеджмент). Владея навыками конструктивного разрешения конфликта, приемами ведения переговоров, обучающийся будет способен добиваться такого исхода столкновения, который позволит и максимально удовлетворить свои интересы, и сохранить доброжелательные и уважительные отношения с бывшим соперником (оппонентом).

  1. Цель изучения

Целью курса является изучение теории и практики урегулирования/ разрешения конфликтов; формирование у студентов достаточного уровня конфликтологической культуры, позволяющей эффективно действовать в конфликтных ситуациях в личных целях и в области гражданской, и профессиональной деятельности.

В виду этого главными задачами курса являются:

  • раскрытие сущности социального конфликта и его основных разновидностей;
  • способы диагностики, предупреждения и разрешения конфликтов, управление ими.

Обучающийся должен:

  • иметь представление о сущности конфликта, о различных видах конфликта и их особенностях, структуре и динамике конфликта, о стратегиях поведения людей в конфликтных ситуациях;
  • уметь выделять предмет конфликта, различать его причину и повод;
  • владеть различными методами разрешения конфликта;
  • иметь представление о формах разрешения конфликта с помощью третьей стороны, их особенностях, преимуществах и недостатках, о профилактике межличностных конфликтов и конфликтов в организации;
  • владеть навыками ведения диспута, переговоров, медиации.
  1. Структура курса                                                                                                                                                                                                                                                                             Структура курса построена таким образом, чтобы перейти от характеристики сущности и структуры конфликта в целом (Истории и философии конфликта) к изучению его основных видов: внутриличностных конфликтов, которые имеют место в душе одного человека (Психология конфликта), социальных конфликтов, в которых задействованы группы людей (Социология конфликта), к изучению конфликтов со все более расширяющимся составом участников (Правовой и политический конфликт-менеджмент). В заключительном разделе изучаются способы предупреждения и разрешения конфликтов (Технологии конфликт-менеджмента).
Планируемые результаты обучения

Обучающийся:

  • составляет план-программу самоменеджмента, повышает уровень стрессоустойчивости, гибко использует стратегии поведения в конфликтных ситуациях: Избегание. Конкуренция. Приспособление. Компромисс. Сотрудничество;
  • проводит конфликт-анализ, составляет рекомендации по диагностике, предупреждению и способам конструктивного разрешения/ урегулирования межличностных и организационных конфликтов;

формирует стратегию и тактику переговорного процесса в конфликтных ситуациях с учетом личностных и профессиональных потребностей, выступает неофициальным медиатором в переговорах.

Виды текущей и промежуточной аттестации Зачет